13-04-2017
Введение саморегулирования в сфере экспертизы: как будем работать
10 апреля состоялась Всероссийская конференция «Реформирование института экспертизы в строительстве. Обязательное членство в СРО. Требования. Перспективы». Дискуссию вызвали вопросы, касающиеся актуальных проблем перехода экспертного сообщества на саморегулирование
В конференции приняли участие представители Минстроя России, ФАУ «Роскапстрой», руководители ассоциаций экспертов, представители 89 экспертных организаций со всех регионов России. От ООО «Межрегиональный институт экспертизы» в конференции приняли участие Решетников Максим Юрьевич - генеральный директор, Заместитель генерального директора - Драгомиров Сергей Валентинович.
В преддверии принятия важных изменений в законодательство участники конференции обсуждали организационные вопросы, связанные с созданием саморегулируемой экспертной организации, аттестацией экспертов, созданием Единого государственного реестра заключений экспертизы, местом и ролью негосударственной экспертизы, которую уже несколько лет проводят органы государственной экспертизы.
Законодательная инициатива Минстроя России, в частности, касающаяся права проведения негосударственной экспертизы юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций соответствующей сферы, была поддержана профессиональным сообществом.
Призывая собравшихся к активной работе по формированию экспертного СРО, Андрей Акимов подчеркнул, что именно зависит от профессионалов.
Наиболее актуальными вопросами повестки дня были: разработка полноценных профессиональных стандартов, критериев и правил работы, недопущение на рынок недобросовестных экспертных организаций.
Что содержит новый законопроект?
Андрей Акимов сообщил участникам, что соответствующий проект Федерального закона уже подписан руководством Минстроя, прошел межведомственное согласование и после рассмотрения в Правительстве России будет направлен в Государственную Думу. Уже в июле 2017 года данный ФЗ должен быть принят.
Главным нововведением ФЗ будет право проведения экспертизы юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций. Данному юридическому лицу необходимо иметь в штате не менее пяти работников, имеющих действующие квалификационные аттестаты, без привлечения и учета экспертов, работающих по совместительству.
Вводится и имущественная ответственность, которая из-за ненадлежащего проведения негосударственной экспертизы обеспечивается компенсационным фондом возмещения вреда, или, если договор заключается с использованием государственных средств и конкурентных способов, - компенсационным фондом обеспечения договорных обязательств.
Для аттестации на право подготовки экспертных заключений эксперту необходимо иметь стаж работы в сфере подготовки проектной документации или выполнения инженерных изысканий не менее 7 лет, а тем, кто и раньше работал в экспертных организациях – не менее 3 лет.
Вопросы по совмещению двух форм экспертной деятельности – государственной и негосударственной экспертизы возникали давно. Поэтому решение о переводе экспертов на саморегулирование выглядит вполне закономерным.
Несколько слов о предыстории вопроса
Стоит отметить, что подготовка к СРО началась не на голом месте. О необходимости серьезных перемен на рынке экспертизы, который заполонили недобросовестные фирмы, говорили еще год назад. И инициатором таких перемен стало Подмосковье, правительство которого в лице Мособлэкспертизы предложило самым авторитетным негосударственным экспертным организациям подписать Хартию о взаимодействии. В ответ власти Московской области предложили публиковать на своем официальном сайте данные рейтинга негосударственных экспертиз, что помогало бы застройщикам выбрать самых надежных партнеров. В результате была создана Ассоциация экспертных организаций Московской области (АЭОСМО), которая приняла свой устав, выработала критерии приема, создала контрольные органы и содержательный сайт. Президентом АЭОСМО был избран генеральный директор ООО «Центрэкспертиза» Андрей Акимов. В отличие от многих других ассоциаций АЭОСМО работала на удивление активно, регулярно проводя общие собрания, принимая важные внутренние документы, собирая застройщиков и проектировщиков на обучающие семинары с участием авторитетных специалистов.
Многие члены АЭОСМО и эксперты из других регионов, принимавшие участие в конференции, выразили готовность написать заявления о вступлении в Ассоциацию экспертных организаций в строительстве (АЭОС), которая становится предтечей будущей экспертной СРО. На проведенном накануне конференции Общем собрании АЭОСМО, было принято решение о ее реорганизации в АЭОС. То есть мы можем теперь судить не об областном масштабе Ассоциации, а уже об общероссийском.
Пока, правда, не решен вопрос об организационной принадлежности экспертной СРО, которая может оказаться и не единственной. В промежуточной редакции законопроекта об этом ничего не говорится. То ли придется вступать в НОПРИЗ, то ли существовать как-то автономно. Во всяком случае, на конференции громко звучали призывы к сохранению самобытности и авторитета профессии эксперта, к недопущению ее размывания в среде проектировщиков.
Что сказали представители власти?
Выступивший в дискуссии Андрей Акимов попросил присутствовавших представителей Минстроя уточнить разночтения в готовящемся проекте ФЗ о переводе экспертных организаций на саморегулирование и в почти готовом проекте приказа Минстроя о Перечне направлений деятельности экспертов. При внимательном прочтении этих документов неясно, сколько экспертов по направлениям должна иметь экспертная СРО: 18 или 23, сказал он, высказавшись при этом за сокращение этого перечня. Он также предложил обсудить вопрос о том, сколько членов должна включать в себя экспертная СРО. В разных вариантах приводились цифры 100, 50 и 25.
Заместитель директора департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Елена Чеканова сообщила, что в Минстрое создается экспертная комиссия по рассмотрению жалоб застройщиков на отрицательные отзывы экспертизы. Однако, по ее словам, главной проблемой являются не отрицательные, а положительные заключения экспертиз на некачественные проекты. «У нас нет механизма контроля за такими заключениями, в результате чего приходится выдавать разрешения на строительство», - заявила Е.Чеканова. В этой связи она призвала экспертное сообщество проработать такой механизм контроля в рамках саморегулирования.
Важнейшим проблемам в практике аттестации экспертов и разработке профессиональных стандартов были посвящены выступления заместителя директора департамента Минстроя Василия Антонова, а также представителей ФАУ «Роскапстрой» Ирины Кузьма и Алексея Сурова. Они привели массу примеров несовершенства и архаичности нынешней системы аттестации и высказались за срочную переработку аттестационных вопросов.
Дело не в их количестве, а в их качестве, профильности, деловом характере, подчеркнул Игорь Горячев, выразив одновременно готовность возглавляемой им ассоциации включиться в их формулирование.
Выступившие в дискуссии представители экспертного сообщества поддержали высказанные на конференции предложения, равно как и законопроект о введении саморегулирования в экспертной деятельности, пообещав прислать в ближайшее время свои замечания к проекту резолюции конференции.
Выступивший в заключение Андрей Акимов призвал представителей организаций негосударственной экспертизы активно готовиться к вступлению в создаваемую экспертную саморегулируемую организацию. «100-150 членов нам нужно привлечь к июлю, когда вступит в силу новый закон. Чем больше нас будет, тем меньше нам придется платить членские взносы, тем более внимательно будут нас слушать регуляторы. При этом нужно не заниматься критиканством, а быть их помощником ,- сказал он. Важно также помнить главную задачу – не пускать в наши ряды недобросовестные организации, проявлять собственную инициативу в разработке профессиональных стандартов, норм и правил, ибо то, что создается чиновниками, непрофессионалами, будет только мешать нам в работе».
Новости
Заключения негосударственной экспертизы в формате XML
Уважаемые заявители!Межрегиональный институт экспертизы сообщает. В соотвествии с требованиями предъявляемыми к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее также - заключение, экспертиза), заключения повторной экспертизы, заключения по результатам проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее - заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения) и заключения по результатам проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной в равной степени и негосударственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее - заключение экспертизы по результатам экспертного сопровождения), в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанной в частях 1, 2.1, 2.2, пункте 1 части 3.3, частях 3.9-3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в Приказе Минстроя России 341/пр от 8 июня 2018 года,при представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы (в том числе повторной), а также получения заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения и заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, по результатам экспертного сопровождения заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате xml. В качестве результата по результатам оказанных услуг заявитель получает файл криптоконтейнера, содержащего ссылку для скачивания человеко-читаемой формы xml-схемы такого заключения с присвоенным уникальным номером заключения, полученной от Оператора ГИС ЕГРЗ, с возможностью самостоятельной распечатки такой формы заявителем (в случаях необходимости). С учетом выше изложенного, с 26.07.2021 выдача заключения экспертизы (заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, заключения негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения) в формате pdf - прекращена, а воспроизведение на бумажном носителе экспертной организацией в формате копии электронного документа заключения - не осуществляется.
Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина
Уважаемые клиенты и партнеры! Основной состав руководства и экспертов ООО «Межрегиональный институт экспертизы» (ООО «МИНЭКС») продолжает полноценно работать в своем штатном режиме благодаря заранее введенному электронному документообороту на базе своей электронной системы экспертизы. Вы можете звонить по нашим рабочим телефонам в обычном режиме, наша команда на связи! Прием заявлений, заключение договоров, выдача замечаний, консультации, выдача заключений, загрузка в ЕГРЗ, бухгалтерские документы, всё это доступно в электронном виде! Обращайтесь по многоканальному телефону 8 800 707 8157 (звонок по всей России для вас бесплатный) или отправляйте ваши вопросы, заявки на e-mail адрес: info@minexpert.ru
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
Задать вопрос эксперту
Подпишитесь на рассылку экспертных материалов
Похожие материалы
Понятие «рабочая документация», предложено закрепить законодательно
Минэнерго разработал проект закона, которым предлагает закрепить в Градостроительном кодексе понятие «рабочая документация».По мнению авторов законопроекта, отсутствие в ГрК РФ определения термина «рабочая документация», приводит к тому, что экспертные организации, согласно законодательству, направляют проектную документацию на корректировку, а следовательно и на повторное прохождение экспертизы, при наличии даже незначительных отличий проектной документации от рабочей.Существующий подход, приводит к увеличению сроков и стоимости реализации строительства.При закреплении определения термина «рабочая документация», будут уточнены ее отличия от проектной документации и закреплены допустимые нормы отклонения проектной от рабочей документации.В случае принятия, закон вступит в силу в январе 2021 года.
Госэкспертиза монополизирует рынок на законных основаниях
В октябре 2018 года, в отношении госучреждений ГАУ «Мосгосэкспертиза», ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» и ГАУ «Леноблгосэкспертиза» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела проверку, по итогам которой было установлено, что деятельность данных учреждений содержит в себе признаки нарушения ч. 3 ст. 15 «Закона о защите конкуренции».ФАС выдала предупреждения госучреждениям о прекращении совмещения функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению госэкспертизы и функций хозсубъектов по оказанию услуг негосэкспертизы.«Леноблгосэкспертиза» аннулировала свое свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, в то время, как «Мосгосэкспертиза» и «Мособлгосэкспертиза» заявили, что своими действиями не нарушают антимонопольное законодательство.В свою очередь ФАС возбудила дела в отношении ГАУ «Мосгосэкспертиза», ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» на основании ч. 3 ст. 15 «Закона о защите конкуренции».ГАУ «Мосгосэкспертиза» обратилась в Арбитражный суд Москвы с заявлением об отмене предписания, выданного ФАС о необходимости «устранения нарушения антимонопольного законодательства» в отношении совмещения проведения государственной и негосударственной экспертиз.По итогам рассмотрения заявления, Арбитражный суд постановил, что деятельность Мосгосэкспертизы не противоречит российскому законодательству и не является нарушением, а значит, госучреждения могут проводить негосударственную экспертизу проектной документации и/или результатов инженерных изысканий в строительстве на законных основаниях.Как считают в суде, ГАУ «Мосгосэкспертиза» уполномочена на проведение государственной экспертизы законодательством, а не каким-либо органом исполнительной власти, и значит, что каких-либо «властных полномочий» в отношении других хозяйствующих субъектов, действующих на ранке экспертизы, не имеет.По мнению суда, у Мосгосэкспертизы нет никаких преимущественных условий перед негосударственными экспертными организациями, а свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы, подтверждает право оказывать данный вид услуги на общих для всех участников рынка основаниях.Кроме того, оказание услуг госучреждениями по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий, при условии соответствующей аккредитации законодательством РФ о градостроительной деятельности не запрещено.В Арбитражном суде отметили, что ФАС сделала ошибочный вывод и действия Мосгосэкспертизы не нарушают часть 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
Проектом Минстроя России определен новый порядок оперативных изменений в проектную документацию в процессе проведения экспертизы
Минстроем России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в пункт 31 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее – проект постановления). Проект постановления устанавливает, что при проведении государственной экспертизы оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий может осуществляться не позднее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы. Изменить указанный срок можно будет в порядке, установленном договором.Изменения коснутся не только государственной, но и негосударственной экспертизы. Согласно пункту 6 положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 №272 N 272 (ред. от 12.06.2017), порядок проведения государственной экспертизы распространяется и на негосударственную экспертизу. Согласно действующему положению допускается оперативное внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий при проведении государственной экспертизы в порядке, допустимых пределах и сроках, установленных договором. Эта норма нередко трактуется заявителем как возможность внесения оперативных изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий вплоть до окончания срока государственной экспертизы. Практика показала, что внесение оперативных изменений в проектную документацию позднее, чем за 10 дней до окончания срока проведения экспертизы, не представляется возможным. Поскольку на окончательных сроках государственной экспертизы эксперты приступают к подготовке заключения, а на оценку изменений требуется значительное время.Публичное обсуждение проекта о внесении изменений в Постановление 145 продлится до 15 ноября 2017 г.