Задать вопрос эксперту

Мы в соцсетях:

Похожие материалы

25.09.2017

Государственная и негосударственная экспертиза: результаты 2016 года

Негосударственная экспертиза Сектор негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Российской Федерации согласно реестру Федеральной службы по аккредитации (по состоянию на 31.01.2017) составляют 564 организации. Из них 507 организаций аккредитованы на право проведения негосударственной экспертизы (далее – организации негосударственной экспертизы), 57 организаций уполномочены на проведение государственной экспертизы и аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы. Количество выданных заключений – 26,2 тыс. Доля аттестованных экспертов – 27%. Наибольшее количество юридических лиц (рис.1) аккредитованы на территории Центрального федерального округа. Лидирующее место среди субъектов РФ в Центральном федеральном округе занимают Москва (129 организаций) и Санкт-Петербург (44 организации). Далее следуют Приволжский, Северо-Западный, Сибирский, Южный и Уральский федеральные округа. На долю Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов приходится приблизительно по 3% организаций от общего числа юридических лиц. Рис.1. Количество аккредитованных на проведение негосударственной экспертизы юридических лиц в федеральных округах Российской Федерации (Источник: https://gge.ru) Максимальный совокупный объем услуг в течение 2016 года также приходится на долю организаций негосударственной экспертизы Центрального федерального округа (рис.2). Далее следует уральский федеральный округ, приволжский и южный. В дальневосточном федеральном округе организациями выдано наименьшее количество заключений. В Российской Федерации есть субъекты, в которых не зарегистрированы юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы (по состоянию на 31.01.2017). К ним относятся Псковская и Курганская области, Республика Коми, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Камчатский край, Еврейская автономная область. Рис.2. Объем услуг негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (Источник: https://gge.ru) В совокупном объеме услуг по количеству выданных заключений экспертизы доминирует негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий (90%). На долю негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий приходится порядка 10% от совокупного объема услуг экспертизы. Стоит отметить, что численность персонала организаций негосударственной экспертизы в 80% случаев не превышает 30 человек. Из всех организаций около 27% имеют менее 10 штатных специалистов. Государственная экспертиза Сектор государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в Российской Федерации составляет 91 организация. Количество выданных заключений – 53,8 тыс. Количество аттестованных экспертов –2,3 тыс. чел. Из 91 организаций государственной экспертиза 6 организаций осуществляют свою деятельность на всей территории страны: ФАУ «Главгосэкспертиза России»; Минобороны России (Управление государственной экспертизы Минобороны России с отделами в военных округах и на флотах); ФСБ «России»; ФСО «России»; Росгвардия; Управление государственной экспертизы, государственного строительного надзора и разрешительной деятельности государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Кроме указанных организаций, на территории каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные организации государственной экспертизы субъектов Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством уполномоченные осуществлять государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Доминирующую позицию в структуре услуг ФАУ «Главгосэкспертиза России» занимает государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. В региональных организациях она сопоставима по объему с проверкой сметной стоимости. Из всего объема выданных ФАУ «Главгосэкспертиза России» заключений 24% приходится на долю отрицательных заключений. В региональных организациях государственной экспертизы этот показатель существенно ниже и составляет 6% от всех выданных заключений.

01.09.2017

Правила формирования ЕГРЗ: что изменится с 1 января 2018 года

В целях реализации норм Федерального закона от 3 июля 2016 года N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" Минстроем России внесено Постановление от 24 июля 2017 года № 878. Постановлением утверждены Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства . Единый государственный реестр заключений экспертизы будет содержать сведения как государственных, так и негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в области экспертизы. Таким образом, создаются необходимые условия для внедрения института единого государственного реестра заключений экспертизы. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона N 368-ФЗ Градостроительный Кодекс дополнен статьей 50.1, предусматривающей ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее – ЕГРЗ). В ЕГРЗ будут включаться сведения о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, о представленных для проведения такой экспертизы документации, о проектной документации повторного использования (включая экономически эффективную документацию). Ведение ЕГРЗ возложено на Минстрой России. Также законом предусмотрена передача полномочий подведомственному министерству учреждению. Доступ к сведениям из ЕГРЗ обеспечивается заинтересованным лицам на бесплатной основе. Требования к порядку, структуре и срокам включения сведений в ЕГРЗ устанавливаются Правительством РФ. Часть 7.1 статьи 49 Градостроительного кодекса не допускает выдачу заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения в реестр сведений о таком заключении. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 368-ФЗ выдача заключений экспертизы допускается без включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ в двух случаях: До определения Правительством РФ правил формирования ЕГРЗ; Установления Минстроем порядка ведения ЕГРЗ и предоставления содержащихся в нем сведений и документов. Таким образом, существует переходный период, допускающий выдачу заключений без включения сведений о нем в реестр. На данный момент времени первый документ уже издан- это постановление Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 878. Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства вступают в силу с 1 января 2018 года. Согласно постановлению, формирование реестра осуществляется в электронном виде с использованием государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства". Для каждого заключения экспертизы в реестре создается раздел, который идентифицируется номером заключения экспертизы. Создание нового раздела реестра, а также внесение изменений в раздел реестра осуществляется оператором (Минстроем или подведомственным ему учреждением) на основании проекта раздела или части раздела реестра. Проект раздела (часть раздела) формируется экспертной организацией или Минстроем России. Подготовку проекта раздела реестра осуществляет экспертная организация в срок не позднее рабочего дня со дня утверждения заключения экспертизы. Не позднее рабочего дня после регистрации проекта раздела в государственной информационной системе оператор включает сведения и документы в реестр. В случае отрицательного заключения экспертизы, сведения также заносятся в реестр, за исключением сведений о функциональном назначении объекта, сметной стоимости, а также сведений о природных и иных условиях территории. Стоит отметить, что созданы условия своевременного перехода организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу, к новому формату работы с учетом требований законодательства. Нововведения направлены на создание прозрачности системы архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, ЕГРЗ, как предполагается, будет одним из критериев оценки эффективности работы субъектов РФ. Предоставление сведений из ЕГРЗ Сведения реестра, как мы отмечали выше, будут доступны всем заинтересованным лицам в форме открытых данных в сети Интернет. Эта услуга является бесплатной. Согласно постановлению Правительства РФ от 24 июля 2017 г. № 878 можно получить следующие сведения из ЕГРЗ: а) о номере заключения экспертизы; б) о дате заключения экспертизы; в) о результатах проведенной экспертизы (положительное или отрицательное заключение экспертизы); г) о форме экспертизы (государственная, негосударственная); д) сведения об объекте экспертизы (проектная документация и результаты инженерных изысканий); е) о наименовании адреса объекта капитального строительства; ж) сведения об экспертной организации; з) сведения о застройщике (техническом заказчике); и) сведения об индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших проектную документацию; к) сведения об использовании при подготовке проектной документации проектной документации повторного использования (в том числе экономически эффективной); л) сведения о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

14.12.2016

Необходимость экспертизы проектов проектной документации

До начала строительных работ каждый объект, который строится на территории РФ, в обязательном порядке проходит экспертизу проектной документации. Это обязательное мероприятие для всех строительных компаний. Где можно получить заключение экспертизы проектной документации? В настоящее время, согласно действующего российского законодательства РФ, заключение можно получить как в государственной организации, так и в коммерческой. Соответственно это может быть государственная экспертиза или негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Заказчик сам определяется со своим выбором, если это не объект, который подлежит, согласно законодательства РФ, обязательной государственной экспертизе. Экспертное заключение – это обязательный документ для получения разрешения на строительство, без него не возможно реализовать строительство объекта. Одновременно это еще и гарант надежности, качества и безопасности объекта. Экспертиза проектов проектной документации включает в себя контрольные мероприятия, направленные на соответствие действующим нормам, правилам, регламентам и другим нормативным актам. Как правило, все строительные объекты выше трех этажей и площадью свыше 1500 м2 обязаны для получения разрешения на строительство проходить экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Это правило установлено российским законодательством. Одновременно в законодательстве РФ определены объекты государственной экспертизы проектной документации не подлежащие обязательному проведению государственной экспертизы проектной документации. Статья 49 Градостроительного кодекса РФ перечисляет эти объекты капитального строительства: Жилые дома, высота которых не превышает 3 этажа, при условии проживания в нем одной семьи. Жилой дом, высота которого не превышает 3 этажа, расположенный на отдельном земельном участке и имеющий выход к территории общего пользования, при условии, что дом, согласно проектной документации, имеет не более 10 секций, каждый блок имеет одну или несколько общих стен с соседними блоками, и в каждой секции проживает отдельная семья. Многоквартирный жилой дом, высота которая не превышает 3 этажа, который согласно проектной документации имеет от одной до четырех секций-блоков, при условии, что в каждой из секций расположено несколько квартир, а также помещений общего пользования, есть собственный подъезд и выход на территорию общего пользования. Отдельно стоящие объекты не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, с количеством этажей не более чем два. Общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров. За исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными. Объекты производственного назначения для которых нет необходимости создавать санитарно-защитные зоны, либо с установленными санитарно-защитными зонами, за исключением особо опасных, сложных с технической точки зрения и уникальных объектов, при условии, что строения имеют не более двух этажей в высоту, а их суммарная площадь не превышает 1500 квадратных метров. Существует еще ряд ситуаций, при которых не требуется государственная экспертиза: для объектов, которые уже ранее получили положительное заключение, речь идет о типовых документах; объекты при строительстве или реконструкции которых применяется модификация проектной документации. Это актуально при условии, что в вышеперечисленных случаях не затрагиваются серьезные конструктивные решения и другие характеристики безопасности объектов строительства. По собственной инициативе Застройщик или технический заказчик может направить проектную документацию для объектов капитального строительства, в отношении которых согласно федерального законодательства РФ процедура экспертизы не является обязательной, на экспертизу. Причем он может выбрать как государственную, так и негосударственную экспертизу. Однако, надо обратить внимание на то, что для всех этих ситуаций, в которых объекты не подлежат обязательной экспертизе, разработка технической, проектной и сметной документации обязательна.