14-12-2018
Переход на эскроу-счета может ужесточиться
Ужесточение правил финансирования беспокоит девелоперов и в случае утверждения поправок в закон «Об участии в долевом строительстве» застройщики предупреждают о неизбежном росте цен на жилье на первичном рынке до 20%.
В думском комитете по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считают, что с 1 июля 2019 года абсолютно все застройщики должны перейти на финансирование строительства и продажу жилья через эскроу-счета и обновил поправки к ФЗ №214 «О долевом строительстве», в то время, как альтернативная версия законопроекта прошедшего первое чтение, гласит, что переход на новый порядок предусмотрен только для тех проектов, которые выходят на рынок после 1 июля 2019 года.
Напомним, что эскроу-счета были введены из-за роста числа обманутых дольщиков и все средства покупателей будут направляться на такие счета. Застройщики не будут получать прямого доступа к этим деньгам, а смогут работать с ними через банки за дополнительное вознаграждение. Благодаря этому покупатель сможет защититься и вернуть деньги в короткие сроки в случае невыполнения условий застройщиком.
Возможность ужесточения правил для девелоперов Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга стала сигналом к действиям, и застройщики стали массово получать разрешения на строительство новых проектов впрок.
В первой половине 2018 года было одобрено в два раза больше заявок на получение заключения о соответствии проектной декларации по сравнению с прошлым годом и такую активность застройщиков в Москомстройинвесте считают попыткой обойти закон, что и привело к внесению поправок в ФЗ №214 и ужесточению правил.
Как считает руководитель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, в Государственной думе знают, что есть надежные застройщики выполняющие свои обязательства перед дольщиками и для них будут созданы особые условия.
Для благонадежных девелоперов Минстрой разработает список критериев, по которым будет определяться надежность, оценка участников рынка на предмет соответствия перечню и если такие застройщики пройдут такую проверку, им будет позволено закончить строительство уже начатых проектов на тех же условиях, при которых были начаты работы.
По мнению Николая Николаева, перечень критериев, которым должны соответствовать застройщики должен включать в себя такие пункты как:
- степень готовности объекта;
- количество проданных договоров долевого участия;
- финансовая устойчивость компании.
Нужно отметить, что чиновники решили действовать не только методом «кнута», но также они подготовили и «пряник» для застройщиков.
Одной из поправок к ФЗ №214 является смягчение требований к опыту застройщиков, и теперь застройщик должен будет иметь разрешения на ввод в эксплуатацию не менее 5 000 кв. м вместо 10 000 кв. м многоквартирных домов.
Кроме того, чиновники предлагают частично снять ограничения на заимствования у любых учредителей в пределах 20% от общей долговой нагрузки, вместо полного запрета данного механизма, как предлагалось ранее.
В случае, если новые поправки предусматривающие открытие эскроу-счетов для проектов, начатых до 1 июля 2019 года будут приняты, кроме увеличения стоимости строительства, в пять-шесть раз увеличится и стоимость обеспечения девелоперских проектов по новому механизму.
По мнению застройщиков, сложившаяся ситуация вокруг эскроу-счетов похожа на стресс-тест без прогнозного моделирования.
Новости
Заключения негосударственной экспертизы в формате XML
Уважаемые заявители!Межрегиональный институт экспертизы сообщает. В соотвествии с требованиями предъявляемыми к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее также - заключение, экспертиза), заключения повторной экспертизы, заключения по результатам проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее - заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения) и заключения по результатам проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной в равной степени и негосударственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее - заключение экспертизы по результатам экспертного сопровождения), в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанной в частях 1, 2.1, 2.2, пункте 1 части 3.3, частях 3.9-3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в Приказе Минстроя России 341/пр от 8 июня 2018 года,при представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы (в том числе повторной), а также получения заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения и заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, по результатам экспертного сопровождения заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате xml. В качестве результата по результатам оказанных услуг заявитель получает файл криптоконтейнера, содержащего ссылку для скачивания человеко-читаемой формы xml-схемы такого заключения с присвоенным уникальным номером заключения, полученной от Оператора ГИС ЕГРЗ, с возможностью самостоятельной распечатки такой формы заявителем (в случаях необходимости). С учетом выше изложенного, с 26.07.2021 выдача заключения экспертизы (заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, заключения негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения) в формате pdf - прекращена, а воспроизведение на бумажном носителе экспертной организацией в формате копии электронного документа заключения - не осуществляется.
Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина
Уважаемые клиенты и партнеры! Основной состав руководства и экспертов ООО «Межрегиональный институт экспертизы» (ООО «МИНЭКС») продолжает полноценно работать в своем штатном режиме благодаря заранее введенному электронному документообороту на базе своей электронной системы экспертизы. Вы можете звонить по нашим рабочим телефонам в обычном режиме, наша команда на связи! Прием заявлений, заключение договоров, выдача замечаний, консультации, выдача заключений, загрузка в ЕГРЗ, бухгалтерские документы, всё это доступно в электронном виде! Обращайтесь по многоканальному телефону 8 800 707 8157 (звонок по всей России для вас бесплатный) или отправляйте ваши вопросы, заявки на e-mail адрес: info@minexpert.ru
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
Задать вопрос эксперту
Подпишитесь на рассылку экспертных материалов
Похожие материалы
Порядок продления разрешений на строительство изменился
Служба Госстройнадзора и экспертизы Петербурга сообщили застройщикам об изменениях, внесенных в Градкодекс.Госстройнадзор разъяснил, что благодаря поправкам, внесённым в Федеральный закон №283-ФЗ от 02.08.2019 года, у застройщиков появилась уникальная возможность продлить до 1 января 2020 года разрешение на строительство с истекшим сроком действия.При этом необходимо учитывать требование закона о том, что со дня окончания действия разрешения до момента обращения за его продлением не должно пройти более трех лет.Также петербургский стройнадзор ранее предупреждал, что при незаконной эксплуатации зданий с 6 августа 2019 года увеличилась сумма штрафа для юрлиц в 50 раз.
Эскроу-счета – краеугольный камень для застройщиков и правительства
С 1 июля текущего года все российские застройщики должны были перейти на схему долевого строительства жилья с использованием счетов-эскроу.В настоящее время на всей территории России в строительстве находится 123 млн. кв.м, на которые действуют более 8,6 тыс. разрешений на строительство и распределены между 4 тыс. застройщиков. При этом почти 50% от всех объемов (около 60 млн кв.м) будет достроено по старым правилам.На новую схему перешло лишь 7%, а это около 373 компаний-застройщиков, несмотря на то, что по мнению Виталия Мутко, все необходимые меры для плавного перехода были предприняты. Те, кто не получил возможности достройки объектов по старым правилам и не перешел на эскроу-счета, так и остаются в подвешенном состоянии.Что касается тех застройщиков, кто перешел на эскроу-счета, то для них ситуация осложняется отказами банков в предоставлении проектного финансирования.В Петербурге только 18 проектов получили финансирование от банков. Однако известно о трех «элитных» проектах, получивших отказ в банковском финансировании. Еще два проекта рассчитывают получить поддержку от Дом.РФ, но пока безрезультатно. Также стоит отметить, что строительство еще трех проектов остановилось по причине приостановления разрешений на строительство.Представители банков со своей стороны поясняют, что не готовы выделять проектное финансирование застройщикам, у которых существует неясность с правами на земельный участок под застройку, невнятная финансовая модель, судебные иски от дольщиков и низкая маржинальность проектов.
Процедура получения ГПЗУ может претерпеть изменения
24 июля 2019 года Госдума приняла в третьем чтении проект закона № 503785-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты…».Согласно законопроекту процедура получения градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) будет уточнена. С вступлением в силу закона любое заинтересованное лицо получит право обратиться в местные органы с соответствующим заявлением. Ранее таким правом мог воспользоваться только правообладатель земельного участка.Получить ГПЗУ можно будет на основании утвержденного проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка при условии, если участок для размещения объектов федерального, регионального, местного значения образуется из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц.При этом стоит отметить, что орган местного самоуправления будет иметь право отказать в выдаче ГПЗУ.