23-11-2018
Минобороны России планирует получить часть полномочий регулирования в сфере градостроительной деятельности
По мнению разработчиков данного законопроекта, одной из важнейших задач в области обороны является создание объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил и при этом существует необходимость учитывать специфику таких объектов, в том числе оперативность сроков предпроектной и проектной подготовки, сроков строительства и сроков ввода в эксплуатацию.
Также, в пояснительной записке говорится о том, что отсутствие полномочий у Минобороны на проведение экспертизы проектной документации объектов военной инфраструктуры не позволяет оперативно решать задачи по обеспечению обороны и безопасности страны.
Этот законопроект направлен на охрану государственной тайны, как в части сведений непосредственно объектов обороны, так и в части специалистов и должностных лиц получающих доступ к гостайне, несмотря на то, что частью 5.4 статьи 49 Гк РФ предусмотрено обеспечение неразглашения проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна органу проводившему экспертизу.
Новости
Заключения негосударственной экспертизы в формате XML
Уважаемые заявители!Межрегиональный институт экспертизы сообщает. В соотвествии с требованиями предъявляемыми к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее также - заключение, экспертиза), заключения повторной экспертизы, заключения по результатам проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в рамках экспертного сопровождения (далее - заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения) и заключения по результатам проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной в равной степени и негосударственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее - заключение экспертизы по результатам экспертного сопровождения), в отношении проектной документации объектов капитального строительства, указанной в частях 1, 2.1, 2.2, пункте 1 части 3.3, частях 3.9-3.11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указанных в Приказе Минстроя России 341/пр от 8 июня 2018 года,при представлении заявителем документов в электронном виде для проведения экспертизы (в том числе повторной), а также получения заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения и заключения государственной, в равной степени и негосударственной экспертизы, по результатам экспертного сопровождения заключение экспертизы оформляется в виде электронного документа в формате xml. В качестве результата по результатам оказанных услуг заявитель получает файл криптоконтейнера, содержащего ссылку для скачивания человеко-читаемой формы xml-схемы такого заключения с присвоенным уникальным номером заключения, полученной от Оператора ГИС ЕГРЗ, с возможностью самостоятельной распечатки такой формы заявителем (в случаях необходимости). С учетом выше изложенного, с 26.07.2021 выдача заключения экспертизы (заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, заключения негосударственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения) в формате pdf - прекращена, а воспроизведение на бумажном носителе экспертной организацией в формате копии электронного документа заключения - не осуществляется.
Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина
Уважаемые клиенты и партнеры! Основной состав руководства и экспертов ООО «Межрегиональный институт экспертизы» (ООО «МИНЭКС») продолжает полноценно работать в своем штатном режиме благодаря заранее введенному электронному документообороту на базе своей электронной системы экспертизы. Вы можете звонить по нашим рабочим телефонам в обычном режиме, наша команда на связи! Прием заявлений, заключение договоров, выдача замечаний, консультации, выдача заключений, загрузка в ЕГРЗ, бухгалтерские документы, всё это доступно в электронном виде! Обращайтесь по многоканальному телефону 8 800 707 8157 (звонок по всей России для вас бесплатный) или отправляйте ваши вопросы, заявки на e-mail адрес: info@minexpert.ru
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
Задать вопрос эксперту
Подпишитесь на рассылку экспертных материалов
Похожие материалы
Минстрой намерен монополизировать утверждение нормативно-технических документов в сфере строительства
Министерство строительства и ЖКХ намеревается стать единым органом по утверждению нормативно-технической документации в строительной сфере. Как считают в ведомстве, установление такой монополии позволит избавиться от множества противоречий и дублирований в нормативной базе.На сегодняшний день в процессе утверждения нормативов участвуют МЧС, Минтранс, Роспотребнадзор и прочие. Такой подход приводит к тому, что появляются нормативно-технические документы с дублирующими и противоречащими друг другу нормами, что в свою очередь затрудняет работу проектировщиков и строителей. Уже сейчас Минстрой насчитал более 200 таких документов.Напомним, что ранее существовала система одноканального регулирования, и кто бы ни был инициатором внесения изменений в нормативно-техническую и нормативно-правовую базы, устанавливающие обязательные требования при строительстве, решение принималось Госстроем. В настоящее время ведомство насчитало более десяти тысяч документов, регулирующих строительную деятельность, в которых довольно сложно разобраться. К такому результату привело отсутствие единой четкой и однозначной процедуры согласования.Еще в 2016 году Президент Владимир Путин поручил исключить появление технических норм без согласования с Минстроем, но по причине существующих разногласий между ведомствами это поручение так и не было выполнено. Теперь Минстрой намерен создать единый реестр нормативно-технических документов.По словам заместителя министра строительства и ЖКХ Дмитрия Волкова, первые шаги Минстрой уже сделал. Создание единого реестра нормативов, содержащих требования, которые можно будет использовать при проведении экспертизы проектной документации, с недавнего времени предусмотрено Градостроительным Кодексом. Ведомство уже ведет работы над реестром в пилотном режиме и в следующем году планирует сделать его частью федерального сегмента ГИС обеспечения градостроительной деятельности.Кроме того, Минстрой внес изменения в постановление Правительства №1009, регулирующее порядок согласования ведомственных нормативно-правовых актов. В данном постановлении появилась новая формулировка о том, что в дальнейшем нормативно-правовые акты не входящие в техрегламент должны будут согласовываться с Минстроем. А именно: санитарно-эпидемиологические нормы нормы атомной безопасности нормы антитеррористической безопасности и другие – все, что входит в предмет экспертизы. Также Минстрой намерен внести изменения в постановление Правительства № 624, регулирующее деятельность технических комитетов в части стандартизации. Ведомство планирует исключить возможность возникновения ситуации, когда какой-то техкомитет может самостоятельно принять стандарт без согласования с профильным Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» и с федеральным органом исполнительной власти.Вместе с тем ведомство планирует доработать технический регламент. Минстрой намерен установить четкие и понятные строительные нормы, вместо отсылки к пункту сводов правил.В ведомстве отмечают, что все обозначенные выше работы необходимы для переноса нормативно-технической базы в электронный и машиночитаемый вид, а также для внедрения технологий BIM-моделирования и технологий, связанных с информатизацией строительной отрасли.
Строительный надзор будет осуществляться по новым правилам с 30 июля 2019 года
30 июля 2019 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 18.07.2019, № 926 "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".Необходимость внесения изменений в существующие положения об осуществление госстройнадзора была продиктована новым порядком установления публичного сервитута.Внесенные изменения устанавливают, что гостройнадзор должен будет осуществляться если проектная документация реконструируемого объекта (в том числе объектов культурного наследия) подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, ранее данная процедура была предусмотрена в случаях, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.Также, список случаев при которых госстройнадзор необходим, дополнился подпунктом «в».В данном пункте сказано, что надзор должен осуществляться при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2, и в отношении объектов, работы по строительству и реконструкции которых завершены. Исключением является случай, когда получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.Кроме того, пункт 3 положения об осуществление госстройнадзора устанавливающий, что его задачами является предупреждение, выявление и пресечение допущенных любым из участников строительного процесса нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, а также пункт 4.1 - утратили силу.Кроме редакции постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 года N 54, согласно постановлению Правительства РФ от 18.07.2019, № 926 утрачивают силу внесенные ранее изменения в данный документ: абзац пятый подпункта "а" и подпункт "б" пункта 4 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 204 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54"; подпункт "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011г. №318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. №610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре".
Повторная экспертиза проектной документации будет проходить в упрощенном порядке
Вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ, упрощающий процедуру прохождения повторной экспертизы проектной документации (ПД) при незначительных изменениях в проекте.Новый порядок должен сократить сроки строительства объектов на 3-6 месяцев, при этом с полным соблюдением требований к обеспечению безопасности зданий и сооружений.Законом предусмотрено, что вместо прохождения повторной экспертизы ПД, застройщики смогут пользоваться новой услугой «экспертное сопровождение». Как считают в Минстрое, такой подход позволит сэкономить значительную часть средств застройщика, так как в ряде случаев повторная экспертиза не понадобится.Измененную ПД, получившую ранее положительное заключение экспертизы, по решению застройщика можно будет не отправлять на повторную экспертизу в том случае, если внесенные в нее изменения, предусмотренные пунктом 3.8 статьи 49 Грк РФ, одновременно выполняют следующие условия: не затрагивают конструктивные решения объекта капитального строительства, кроме замены отдельных элементов таких конструкций на аналоги или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы; не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов; не приводят к нарушениям требований техрегламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области ООС, требований госохраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промбезопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта; соответствуют заданию застройщика или техзаказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий; соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства госсобственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за бюджетные средства. Изменения в ПД, которые соответствуют указанным выше требованиям, должны пройти проверку в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или экспертной организацией, проводившими экспертизу ПД согласно пункту 3.9 статьи 49 ГрК РФ. В ходе этой проверки подтверждается соответствие незначительных изменений действующему законодательству.В случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, которые требуют проведения экспертизы, орган исполнительной власти или экспертная организация выдает застройщику или техзаказчику заключение с учетом всех этих изменений. Такое заключение подлежит загрузке в ЕГРЗ, согласно части 7.1 статьи 49 ГрК РФ, но при этом, дополнительная загрузка проектной документации в реестр не требуется.Согласно части 3.11 статьи 49 Градкодекса, порядок экспертного сопровождения, выдачи заключения экспертизы, а также порядок подтверждения в ходе экспертного сопровождения соответствия вносимых в проектную документацию изменений всем требованиям устанавливается Правительством Российской Федерации.Изменениями в Градостроительном кодексе также предусмотрено, что при утверждении застройщиком или техзаказчиком внесённых изменений в проектную документацию необходимо иметь подтверждение соответствия вносимых изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленное главным инженером проекта или заключением органа исполнительной власти или экспертной организации, проводившей экспертное сопровождение, которые подтверждают соответствие внесенных изменений указанным требованиям.Кроме того, согласно части 15.4 статьи 49 ГрК РФ, не допускается внесение изменений в проектную документацию, получившую заключение органа госстройнадзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.Данной мерой Минстрой намерен ликвидировать административные барьеры при проектировании и строительстве с сохранением требований к безопасности объектов путем встраивания экспертизы в процессы строительства.Однако стоит заметить, что стоимость повторного прохождения экспертизы проекта составляет 30% от стоимости первичной экспертизы, в то время как стоимость экспертного сопровождения в ходе строительства может оказаться выше за счет того, что такие проверки необходимо будет проводить относительно часто.