Задать вопрос эксперту

Мы в соцсетях:

Похожие материалы

12.08.2019

Минстрой намерен монополизировать утверждение нормативно-технических документов в сфере строительства

Министерство строительства и ЖКХ намеревается стать единым органом по утверждению нормативно-технической документации в строительной сфере. Как считают в ведомстве, установление такой монополии позволит избавиться от множества противоречий и дублирований в нормативной базе.На сегодняшний день в процессе утверждения нормативов участвуют МЧС, Минтранс, Роспотребнадзор и прочие. Такой подход приводит к тому, что появляются нормативно-технические документы с дублирующими и противоречащими друг другу нормами, что в свою очередь затрудняет работу проектировщиков и строителей. Уже сейчас Минстрой насчитал более 200 таких документов.Напомним, что ранее существовала система одноканального регулирования, и кто бы ни был инициатором внесения изменений в нормативно-техническую и нормативно-правовую базы, устанавливающие обязательные требования при строительстве, решение принималось Госстроем. В настоящее время ведомство насчитало более десяти тысяч документов, регулирующих строительную деятельность, в которых довольно сложно разобраться. К такому результату привело отсутствие единой четкой и однозначной процедуры согласования.Еще в 2016 году Президент Владимир Путин поручил исключить появление технических норм без согласования с Минстроем, но по причине существующих разногласий между ведомствами это поручение так и не было выполнено. Теперь Минстрой намерен создать единый реестр нормативно-технических документов.По словам заместителя министра строительства и ЖКХ Дмитрия Волкова, первые шаги Минстрой уже сделал. Создание единого реестра нормативов, содержащих требования, которые можно будет использовать при проведении экспертизы проектной документации, с недавнего времени предусмотрено Градостроительным Кодексом. Ведомство уже ведет работы над реестром в пилотном режиме и в следующем году планирует сделать его частью федерального сегмента ГИС обеспечения градостроительной деятельности.Кроме того, Минстрой внес изменения в постановление Правительства №1009, регулирующее порядок согласования ведомственных нормативно-правовых актов. В данном постановлении появилась новая формулировка о том, что в дальнейшем нормативно-правовые акты не входящие в техрегламент должны будут согласовываться с Минстроем. А именно: санитарно-эпидемиологические нормы нормы атомной безопасности нормы антитеррористической безопасности и другие – все, что входит в предмет экспертизы. Также Минстрой намерен внести изменения в постановление Правительства № 624, регулирующее деятельность технических комитетов в части стандартизации. Ведомство планирует исключить возможность возникновения ситуации, когда какой-то техкомитет может самостоятельно принять стандарт без согласования с профильным Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» и с федеральным органом исполнительной власти.Вместе с тем ведомство планирует доработать технический регламент. Минстрой намерен установить четкие и понятные строительные нормы, вместо отсылки к пункту сводов правил.В ведомстве отмечают, что все обозначенные выше работы необходимы для переноса нормативно-технической базы в электронный и машиночитаемый вид, а также для внедрения технологий BIM-моделирования и технологий, связанных с информатизацией строительной отрасли.

24.07.2019

Строительный надзор будет осуществляться по новым правилам с 30 июля 2019 года

30 июля 2019 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 18.07.2019, № 926 "О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".Необходимость внесения изменений в существующие положения об осуществление госстройнадзора была продиктована новым порядком установления публичного сервитута.Внесенные изменения устанавливают, что гостройнадзор должен будет осуществляться если проектная документация реконструируемого объекта (в том числе объектов культурного наследия) подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, ранее данная процедура была предусмотрена в случаях, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе.Также, список случаев при которых госстройнадзор необходим, дополнился подпунктом «в».В данном пункте сказано, что надзор должен осуществляться при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2, и в отношении объектов, работы по строительству и реконструкции которых завершены. Исключением является случай, когда получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.Кроме того, пункт 3 положения об осуществление госстройнадзора устанавливающий, что его задачами является предупреждение, выявление и пресечение допущенных любым из участников строительного процесса нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации, а также пункт 4.1 - утратили силу.Кроме редакции постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 года N 54, согласно постановлению Правительства РФ от 18.07.2019, № 926 утрачивают силу внесенные ранее изменения в данный документ: абзац пятый подпункта "а" и подпункт "б" пункта 4 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 204 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54"; подпункт "б" пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011г. №318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. №610 "О федеральном государственном энергетическом надзоре".

08.07.2019

Повторная экспертиза проектной документации будет проходить в упрощенном порядке

Вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ, упрощающий процедуру прохождения повторной экспертизы проектной документации (ПД) при незначительных изменениях в проекте.Новый порядок должен сократить сроки строительства объектов на 3-6 месяцев, при этом с полным соблюдением требований к обеспечению безопасности зданий и сооружений.Законом предусмотрено, что вместо прохождения повторной экспертизы ПД, застройщики смогут пользоваться новой услугой «экспертное сопровождение». Как считают в Минстрое, такой подход позволит сэкономить значительную часть средств застройщика, так как в ряде случаев повторная экспертиза не понадобится.Измененную ПД, получившую ранее положительное заключение экспертизы, по решению застройщика можно будет не отправлять на повторную экспертизу в том случае, если внесенные в нее изменения, предусмотренные пунктом 3.8 статьи 49 Грк РФ, одновременно выполняют следующие условия: не затрагивают конструктивные решения объекта капитального строительства, кроме замены отдельных элементов таких конструкций на аналоги или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы; не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов; не приводят к нарушениям требований техрегламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области ООС, требований госохраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промбезопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта; соответствуют заданию застройщика или техзаказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий; соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства госсобственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за бюджетные средства. Изменения в ПД, которые соответствуют указанным выше требованиям, должны пройти проверку в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или экспертной организацией, проводившими экспертизу ПД согласно пункту 3.9 статьи 49 ГрК РФ. В ходе этой проверки подтверждается соответствие незначительных изменений действующему законодательству.В случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, которые требуют проведения экспертизы, орган исполнительной власти или экспертная организация выдает застройщику или техзаказчику заключение с учетом всех этих изменений. Такое заключение подлежит загрузке в ЕГРЗ, согласно части 7.1 статьи 49 ГрК РФ, но при этом, дополнительная загрузка проектной документации в реестр не требуется.Согласно части 3.11 статьи 49 Градкодекса, порядок экспертного сопровождения, выдачи заключения экспертизы, а также порядок подтверждения в ходе экспертного сопровождения соответствия вносимых в проектную документацию изменений всем требованиям устанавливается Правительством Российской Федерации.Изменениями в Градостроительном кодексе также предусмотрено, что при утверждении застройщиком или техзаказчиком внесённых изменений в проектную документацию необходимо иметь подтверждение соответствия вносимых изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленное главным инженером проекта или заключением органа исполнительной власти или экспертной организации, проводившей экспертное сопровождение, которые подтверждают соответствие внесенных изменений указанным требованиям.Кроме того, согласно части 15.4 статьи 49 ГрК РФ, не допускается внесение изменений в проектную документацию, получившую заключение органа госстройнадзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.Данной мерой Минстрой намерен ликвидировать административные барьеры при проектировании и строительстве с сохранением требований к безопасности объектов путем встраивания экспертизы в процессы строительства.Однако стоит заметить, что стоимость повторного прохождения экспертизы проекта составляет 30% от стоимости первичной экспертизы, в то время как стоимость экспертного сопровождения в ходе строительства может оказаться выше за счет того, что такие проверки необходимо будет проводить относительно часто.