23-12-2016
МИХАИЛ МЕНЬ: ФАУ «ФЦС» разработал и пересмотрел 15 сводов правил, которые позволят сократить количество СТУ

21 декабря 2016 года состоялась пресс-конференция ТАСС, посвященная подведению итогов работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и планам ведомства на 2017 год.
Глава Минстроя России, Михаил Мень рассказал, что ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» разработал и пересмотрел 15 сводов правил, которые позволят сократить количество специальных технических условий (СТУ), принимаемых ведомством при строительстве нестандартных объектов.
На сегодняшний день разработано 15 сводов правил, которые позволят существенно сократить количество различных СТУ (специальных технических условий) для строительства нестандартных объектов.
На 2017 год запланировано продолжение работ в данном направлении. Введение в действие новых сводов правил сведет на нет разработку СТУ: СП «Предотвращение прогрессирующего обрушения конструкций зданий и сооружений. Правила проектирования»; «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности»; «Здания и сооружения, подверженные динамическим воздействиям. Правила проектирования»; «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила проектирования»; «Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования». Изменения в 2017 году также затронут СТУ на проектирование магистральных трубопроводов.
Далее Михаил Мень проинформировал, что ФАУ «ФЦС» продолжит начатую в 2015 году работу по изданию методических пособий, разъясняющих проектировщикам особенности проектирования различных видов зданий и сооружений по тем или иным сводам правил. На 2017 год запланировано 40 таких материалов.
Если брать 2016 год в целом, то за этот период разработано 104 свода правил в строительстве. Все они прошли экспертизу ФАУ «ФЦС», как сообщил Михаил Мень на состоявшейся пресс-конференции ТАСС.
В общей сложности к концу 2017 года планируется разработать и актуализировать порядка 400 нормативных технических документов, обеспечивающих соответствие нормативно-технической базы требованиям времени.
Для строительной отрасли важны такие разумные подходы к техническим нормам, регулирующие дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности конкретного объекта капитального строительства, а также отражающие специфику инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации объекта.
Выгода для всех участников строительной отрасли очевидна. Раньше при отступлении от нормативных требований была необходимость прохождения всех законодательно установленных процедур разработки и получения СТУ в несколько этапов:
- Оформление договора. Предоставление ИРД для разработки специальных технических условий на проектирование.
- Разработка разделов СТУ
- Передача разработанных СТУ вместе с необходимым пакетом документов в МЧС России.
- Направление согласованных СТУ с МЧС России в Минстрой России.
- Устранение замечаний, полученных от членов экспертного совета Минстроя России и другие нюансы и дополнительные процедуры прохождения документов, включая требования к оформлению документов.
В настоящее время участники строительной отрасли получили возможность работать с совершенно новым документом – СП, который позволяет упростить процедуру получения разрешения на строительство для объектов капитального строительства. А это соответственно сокращает сроки выдачи разрешения на строительство.
В совокупности при высоком качестве проектной документации, например, подготовленной в стандартах BIM-технологий, оптимальных сроках экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, сжатых сроках получения разрешения на строительство в рамках использования СП, мы получаем максимально короткий срок для строительства и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.
По информации пресс-службы Минстроя РФ в 2017 году готовится законопроект, на основании которого срок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию должен сократиться с 10 до 7 рабочих дней.
В целом у строительной отрасли в 2017 году планируются важные изменения, влияющие на оптимизацию сроков в работе всех участников.
Новости
Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина
Уважаемые клиенты и партнеры! Основной состав руководства и экспертов ООО «Межрегиональный институт экспертизы» (ООО «МИНЭКС») продолжает полноценно работать в своем штатном режиме благодаря заранее введенному электронному документообороту на базе своей электронной системы экспертизы. Вы можете звонить по нашим рабочим телефонам в обычном режиме, наша команда на связи! Прием заявлений, заключение договоров, выдача замечаний, консультации, выдача заключений, загрузка в ЕГРЗ, бухгалтерские документы, всё это доступно в электронном виде! Обращайтесь по многоканальному телефону 8 800 707 8157 (звонок по всей России для вас бесплатный) или отправляйте ваши вопросы, заявки на e-mail адрес: info@minexpert.ru
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ
Минстрой провел очередную проверку деятельности Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Градкодексом РФ.Проверка была проведена в соответствии с Приказом Минстроя России №665/пр от 22.10.2018 г. в период с 22 июля по 16 августа текущего года. В ходе проверки Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ:1. НОПРИЗ не обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании средств компенсационных фондов и обязательной передаче дел членов 35 из 40 СРО, исключенных из госреестра СРО.2. Нацобъединение пренебрегает своими обязанностями в части рассмотрения жалоб, поступающих от членов СРО на саморегулируемые организации.3. Национальное объединение возвращает коммерческим организациям заявления о внесении сведений в госреестр без утверждения заключения о внесении или невнесении сведений о них.4. Реестр членов СРО ведется не по установленной форме.5. Отсутствуют стандарты на процессы, связанные с выполнением работ по подготовке проектной документации.6. Превышается установленный четырнадцатидневный срок рассмотрения заявлений физлиц о включении сведений о них в Национальный реестр специалистов (НРС) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.7. В НРС включены сведения о физлицах, не имеющих необходимый общий трудовой стаж, специальность, направление подготовки в области строительства, повышения квалификации и заявительной документации, заверенной должным образом.8. При поступлении заявления от членов исключенной СРО о переводе средств компенсационных фондов на счета СРО, принявших решение о приеме таких лиц в свои члены, перечисление средств происходит с превышением сроков в два рабочих дня с момента поступления такого заявления.9. Превышаются сроки, отведенные на направление требований в кредитную организацию о переводе на специальные счета НОПРИЗ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации. Такие требования не содержат отметку кредитной организации о получении.10. Утвержденным протоколом Всероссийского съезда НОПРИЗ от 25.11.2014 г. №1 в редакции, утвержденной протоколом от 26.04.2019 7. №7 уставом национального объединения: не установлена ответственность НОПРИЗ за члена исключенной СРО, исполнявшего функции техзаказчика от имени застройщика; предусмотрена защита интересов СРО только в органах государственной власти; не определено лицо, уполномоченное на принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС; не предусмотрено хранение дел членов исключенной саморегулируемой организации, которые передаются в национальное объединение СРО в соответствии с частью 16 статьи 55.6 Градкодексе РФ; не предусмотрено размещение на сайте НОПРИЗ Единого реестра членов СРО и НРС. 11. Регламентом о порядке создания, эксплуатации и ведении НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, утвержденном протоколом № 14 Совета от 14.02.2017 г., в редакции, утвержденной протоколом №23 от 28.02.2018 г. установлены: в перечне требований к физическим лицам, желающим быть включенными в НРС, указан пункт об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; включение сведений о физлицах, не имеющих специальности/направления подготовки в области строительства в национальный реестр возможно, при наличии диплома о переподготовке; представление копии диплома о профессиональной переподготовке в качестве документа о повышении квалификации; при отсутствии справки о наличии или отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, возможно принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС. 12. Порядок подготовки и утверждения заключений о возможности внесения или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО, о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО предусматривает: возврат заявительной документации о внесении сведений о некоммерческой организации (НКО) в госреестр, а также документации организации, без утверждения заключения о возможности внесения или невнесения сведений о такой организации в госреестр; выявление недостоверности заявительной документации служит основанием для утверждения Советом национального объединения заключения об отказе во внесении сведений о саморегулируемой организации в госреестр; неисполнение требований статьи 55.16-1 Градостроительного Кодекса РФ, не является основанием для утверждения Советом Национального объединения заключения об исключении сведений о СРО из госреестра по обращению органа надзора за СРО; непредставление саморегулируемой организацией уведомлений и документации, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 ГрК РФ в НОПРИЗ в течение шести месяцев, является основанием для утверждения заключения об исключении сведений о СРО из реестра; ограничение прав НКО в части подачи заявительной и сопроводительной документации в электронном виде. 13. Порядок формирования Совета НОПРИЗ установлен в Регламенте Всероссийского съезда СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации (утвержден протоколом Съезда НОПРИЗ №2 от 10.04.2015 г. в редакции, утвержденной протоколом №7 от 26.04.2019 г.)По итогам проведенной проверки, согласно предписанию Минстроя, НОПРИЗ обязан в срок до 15 ноября 2019 года устранить выявленные нарушения.
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
Задать вопрос эксперту
Подпишитесь на рассылку экспертных материалов
Похожие материалы
Минстрой обновляет и актуализирует перечень обязательных стандартов и сводов правил
Минстрой подготовил проект постановления Правительства РФ, утверждающее новый перечень национальных стандартов и сводов правил, обеспечивающих соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».В пояснительной записке авторы проекта постановления разъяснили, что перечень стандартов и правил нуждается в актуализации в связи с пересмотром данных нормативных документов. Также в новой редакции перечня будут учтены предложения, полученные Минстроем с момента публикации постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521.Согласно проекту постановления в перечне стандартов до 1 января 2020 года будет действовать ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». Разделы 1, 4 (пункты 4.1-4.4, 4.8), 5 (пункты 5.5-5.10), 8 (пункты 8.2-8.4, 8.7), а с 1 января 2020 года его заменит ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности». Разделы 1, 4 (пункты 4.3-4.5, 4.7), 5, 8 (пункты 8.2, 8.5.2-8.5.5).Что касается сводов правил, то значительная часть из них претерпела серьезные изменения и дополнилась новыми пунктами. Новый список СП начнет действовать со дня вступления в силу постановления.Публичное обсуждение проекта постановления по плану должно закончиться 29 августа 2019 года.
Утверждён перечень документов по стандартизации, применяемых при организации дорожного движения
Распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 №2438-р утвержден Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. В перечень включены: 4 межгосударственных стандартов, 13 национальных стандартов и 4 свода правил. Необходимость утверждения требований к обеспечению безопасности дорожного движения обусловлена особенностями законодательства в области технического регулирования, согласно которому документы по стандартизации относятся к документам, применяемым на добровольной основе. Таким образом, до настоящего времени применение документов по стандартизации в области обеспечения безопасности дорожного движения не было обязательным. Теперь в целях повышения безопасности и улучшении организации дорожного движения применение утвержденных распоряжением Правительства документов становится обязательным. Ранее Федеральным законом от 3 июля 2016 года №296-ФЗ были внесены изменения в федеральные законы «О безопасности дорожного движения» и «О стандартизации в Российской Федерации». Данными документами установлено, что перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории России, определяется Правительством.
О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
Вступил в силу приказ Минстроя России от 15 апреля 2016 года № 248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 31 августа 2016 г. № 43505).Указанным приказом Минстроя России утверждается порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, а также признаются не подлежащими к применению следующие ведомственные нормативные правовые акты Минстроя России:– Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. № 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2008 г. № 11517);– Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 октября 2010 г. № 454 «О внесении изменений в Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 апреля 2008 года № 36 «О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 2010 г. № 19213).