12-07-2017
Проверка достоверности определения сметной стоимости в электронном виде

3 февраля 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 23 января 2017 года N 51, в соответствии с которым документы для проведения проверки достоверности сметной стоимости представляются в электронной форме. Исключения составляют случаи, когда в подаваемых на экспертизу документах содержатся сведения, доступ к которым в соответствии с законодательством РФ ограничен. Для такого рода документов сохраняется бумажный формат. Соответствующие изменения внесены также в постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 года N 427.
Законодательством предусмотрено расширение перечня организаций, обязанных вести реестр выданных заключений и предоставлять содержащуюся в нем информацию. В соответствии с внесенными изменениями, к таким организациям отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственные этим органам государственные учреждения, а также ГК "Росатом".
Напомним, что, начиная с 1января 2018 года, электронный документооборот будет обязателен и для организаций, проводящих негосударственную экспертизу.
Зачем нужна экспертиза в электронном виде?
Целью изменений в законодательные акты явилось оказание услуги по проверке достоверности определения сметной стоимости в электронной форме. Предполагается, что данный формат приведет к сокращению сроков прохождения экспертизы и упростит саму процедуру проверки. Кроме того, законодательством предусмотрено хранение информации в электронном виде, что гарантирует прозрачность экспертизы. Обязанность хранения документов, представленных в электронной форме, ложится на организацию, проводящую проверку достоверности сметной стоимости. Срок хранения документов составляет не менее 3 месяцев.
Кого касаются изменения?
Подавать документы на экспертизу в электронном виде для проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта - обязательное требование, касающееся ряда объектов капитального строительства. К таковым относятся объекты, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, юридических лиц, созданных РФ, а также субъектами, муниципальными образованиями и юридическими лицами, доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50%.
Как подать документы на экспертизу сметной документации?
Подавать документы на электронную экспертизу можно как через официальный сайт экспертной организации в сети «Интернет», так и с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Требования к формату документов в электронном виде утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Документы, направляемые на экспертизу сметной документации в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Заключение экспертизы (положительное или отрицательное) содержит разделы: «Общие положения», "Описание сметы на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт)", "Выводы по результатам проверки сметной стоимости". Заключение подписывается и утверждается с использованием УКЭП и направляется заявителю в формате PDF. Законодательством также предусмотрена выдача заключения, как в электронном виде, так и на бумажном носителе, если это указано в договоре.
Формат документов, подаваемых на бумажном носителе, определяется договором. Заключение выдается в форме документа на бумажном носителе.
В случае выдачи отрицательного заключения экспертизы заявитель имеет право после устранения замечаний, изложенных в заключении, направить документы на повторную проверку.
Компания ООО «МИНЭКС» на протяжении нескольких лет оказывает услуги по проведению негосударственной экспертизы проектно-сметной документации в электронном виде. Получить квалифицированную помощь эксперта по любому интересующему Вас вопросу можно, связавшись с нами через любую форму обратной связи, указанную на сайте. Обращайтесь, будем рады сотрудничеству с Вами!
Новости
Работа ООО "МИНЭКС" в режиме карантина
Уважаемые клиенты и партнеры! Основной состав руководства и экспертов ООО «Межрегиональный институт экспертизы» (ООО «МИНЭКС») продолжает полноценно работать в своем штатном режиме благодаря заранее введенному электронному документообороту на базе своей электронной системы экспертизы. Вы можете звонить по нашим рабочим телефонам в обычном режиме, наша команда на связи! Прием заявлений, заключение договоров, выдача замечаний, консультации, выдача заключений, загрузка в ЕГРЗ, бухгалтерские документы, всё это доступно в электронном виде! Обращайтесь по многоканальному телефону 8 800 707 8157 (звонок по всей России для вас бесплатный) или отправляйте ваши вопросы, заявки на e-mail адрес: info@minexpert.ru
Минстрой опубликовал перечень документов, необходимых для подтверждения стажа инженера для внесения сведений в НРС
В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02
Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ
Минстрой провел очередную проверку деятельности Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Градкодексом РФ.Проверка была проведена в соответствии с Приказом Минстроя России №665/пр от 22.10.2018 г. в период с 22 июля по 16 августа текущего года. В ходе проверки Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ:1. НОПРИЗ не обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании средств компенсационных фондов и обязательной передаче дел членов 35 из 40 СРО, исключенных из госреестра СРО.2. Нацобъединение пренебрегает своими обязанностями в части рассмотрения жалоб, поступающих от членов СРО на саморегулируемые организации.3. Национальное объединение возвращает коммерческим организациям заявления о внесении сведений в госреестр без утверждения заключения о внесении или невнесении сведений о них.4. Реестр членов СРО ведется не по установленной форме.5. Отсутствуют стандарты на процессы, связанные с выполнением работ по подготовке проектной документации.6. Превышается установленный четырнадцатидневный срок рассмотрения заявлений физлиц о включении сведений о них в Национальный реестр специалистов (НРС) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.7. В НРС включены сведения о физлицах, не имеющих необходимый общий трудовой стаж, специальность, направление подготовки в области строительства, повышения квалификации и заявительной документации, заверенной должным образом.8. При поступлении заявления от членов исключенной СРО о переводе средств компенсационных фондов на счета СРО, принявших решение о приеме таких лиц в свои члены, перечисление средств происходит с превышением сроков в два рабочих дня с момента поступления такого заявления.9. Превышаются сроки, отведенные на направление требований в кредитную организацию о переводе на специальные счета НОПРИЗ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации. Такие требования не содержат отметку кредитной организации о получении.10. Утвержденным протоколом Всероссийского съезда НОПРИЗ от 25.11.2014 г. №1 в редакции, утвержденной протоколом от 26.04.2019 7. №7 уставом национального объединения: не установлена ответственность НОПРИЗ за члена исключенной СРО, исполнявшего функции техзаказчика от имени застройщика; предусмотрена защита интересов СРО только в органах государственной власти; не определено лицо, уполномоченное на принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС; не предусмотрено хранение дел членов исключенной саморегулируемой организации, которые передаются в национальное объединение СРО в соответствии с частью 16 статьи 55.6 Градкодексе РФ; не предусмотрено размещение на сайте НОПРИЗ Единого реестра членов СРО и НРС. 11. Регламентом о порядке создания, эксплуатации и ведении НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, утвержденном протоколом № 14 Совета от 14.02.2017 г., в редакции, утвержденной протоколом №23 от 28.02.2018 г. установлены: в перечне требований к физическим лицам, желающим быть включенными в НРС, указан пункт об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; включение сведений о физлицах, не имеющих специальности/направления подготовки в области строительства в национальный реестр возможно, при наличии диплома о переподготовке; представление копии диплома о профессиональной переподготовке в качестве документа о повышении квалификации; при отсутствии справки о наличии или отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, возможно принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС. 12. Порядок подготовки и утверждения заключений о возможности внесения или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО, о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО предусматривает: возврат заявительной документации о внесении сведений о некоммерческой организации (НКО) в госреестр, а также документации организации, без утверждения заключения о возможности внесения или невнесения сведений о такой организации в госреестр; выявление недостоверности заявительной документации служит основанием для утверждения Советом национального объединения заключения об отказе во внесении сведений о саморегулируемой организации в госреестр; неисполнение требований статьи 55.16-1 Градостроительного Кодекса РФ, не является основанием для утверждения Советом Национального объединения заключения об исключении сведений о СРО из госреестра по обращению органа надзора за СРО; непредставление саморегулируемой организацией уведомлений и документации, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 ГрК РФ в НОПРИЗ в течение шести месяцев, является основанием для утверждения заключения об исключении сведений о СРО из реестра; ограничение прав НКО в части подачи заявительной и сопроводительной документации в электронном виде. 13. Порядок формирования Совета НОПРИЗ установлен в Регламенте Всероссийского съезда СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации (утвержден протоколом Съезда НОПРИЗ №2 от 10.04.2015 г. в редакции, утвержденной протоколом №7 от 26.04.2019 г.)По итогам проведенной проверки, согласно предписанию Минстроя, НОПРИЗ обязан в срок до 15 ноября 2019 года устранить выявленные нарушения.
База знаний
Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение
Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08
Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?
Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.
Срок давности результатов инженерных изысканий
Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.
Задать вопрос эксперту
Подпишитесь на рассылку экспертных материалов
Похожие материалы
Негосударственная экспертиза в электронном виде: ошибки и особенности оформления документации
С 1 января 2018 года все документы для проведения как государственной так и негосударственной экспертизы должны предоставляться в электронном виде. Исключение касается только случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну. Требования к оформлению электронной документации Приказ Минстроя России от 12.05.2017 N 783/пр "Об утверждении требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждает требования к формату электронных документов. Вместе с тем существуют и региональные требования к документации, в том числе для загрузки в ИСОГД города Москвы, Московской области и Ленинградской области. Стандарты предоставления услуги в электронном виде указаны в соответствующих региональных административных регламентах. Представление заявителем электронных документов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, может являться основанием для отказа в приеме документов и предоставлении услуги. На практике встречается много ошибок при подготовке документов на экспертизу в электронном виде. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Основные ошибки при формировании файлов электронных документов 1. Несоответствие формата электронных документов. Файлы должны соответствовать следующим типам данных: - pdf – основной формат - для документов с текстовым содержанием, в том числе включающих формулы и (или) графические изображения (за исключением сметной документации), а также документов с графическим содержанием; - doc, docx, odt - для документов с текстовым содержанием, не включающим формулы (за исключением сметной документации); - xls, xlsx, ods - для документов, содержащих сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных сметных расчетов (смет), локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды затрат; 2. Формирование электронных документов выполнено некорректным способом: - Электронные документы сформированы способом, предусматривающим сканирование документа с бумажного носителя (за исключением документов, оригинал которых выдан и подписан уполномоченным органом власти или организацией на бумажном носителе и информационно-удостоверяющих листов). - Некорректно выполнено сканирование с оригинала документа, который выдан и подписан уполномоченным органом власти или организацией, на бумажном носителе (за исключением проектной документации) и/или некорректно выполнено сканирование при подготовке информационно-удостоверяющего листа. Например, ошибками признаются отсканированная копия вместо оригинала, изменение ориентации электронного документа при сканировании, несоответствие разрешения изображения (менее 300 dpi) и масштаба (должен быть 1:1), не выдержаны режимы цветопередачи при сканировании: а)"черно-белый" (при отсутствии в документе графических изображений и (или) цветного текста); б)"оттенки серого" (при наличии в документе графических изображений, отличных от цветного графического изображения); в)"цветной" или "режим полной цветопередачи" (при наличии в документе цветных графических изображений либо цветного текста). - Электронный документ состоит из нескольких файлов, каждый из которых содержит текстовую и (или) графическую информацию (за исключением случаев фрагментации файла электронного документа при превышении его максимально допустимого размера), не выдержан принцип «один файл – один раздел». Зачастую при внесении изменений предоставляются отдельные страницы документа, в которые были внесены изменения, что является некорректным. Должна предоставляться полная новая редакция всего документа с пометкой: «Изм. NN от 00.00.00» - Отсутствует возможность поиска и копирования текста (за исключением случаев, когда текст является частью графического изображения). - Отсутствует оглавление (для документов, содержащих структурированные по частям, главам, разделам (подразделам) данные), а также закладки для перехода по оглавлению и (или) к содержащимся в тексте рисункам и таблицам. - Наименование электронного документа не совпадает с наименованием раздела (подраздела) проектной документации и не содержит в названии слова "Раздел ПД N", а также "подраздел ПД N" (для подраздела в составе раздела) с указанием порядкового номера раздела, подраздела; - Превышен предельный размера файла электронного документа (более 80 Мб). Если размер одного документа превышает 80Мб, он должен быть разбит на две или более частей. Наименование каждого такого файла должно содержать слово «Фрагмент» и порядковый номер фрагментированного файла. 3. Ошибки, связанные с электронной подписью - Проектная документация и результаты инженерных изысканий, не подписаны лицами, участвующими в их разработке, осуществлении нормоконтроля и согласования («Разраб.», «Пров.», «ГИП», «Н.контр.», «Т.контр.», «Утв.»). - Не для всех документов сформированы информационно-удостоверяющие листы (ИУЛ) в случае их использования для подписания. Они должны формироваться отдельно для каждого нового файла, включая измененные редакции документов и все фрагментированные файлы. - ИУЛ содержит одну или несколько ошибок: а) неверно указано наименование документа, к которому выпущен ИУЛ; б) неверно указана хэш-сумма файла; в) указан неполный перечень исполнителей и/или отсутствуют их рукописные подписи; г) наименование исполнителей в основной надписи электронных документов раздела (подраздела) не соответствуют наименованию должностей и/или фамилий исполнителей в ИУЛ; д) отсутствует дата и время последнего изменения документа; е) информационно-удостоверяющий лист сформирован не посредством сканирования. - Отсутствуют электронные подписи ИУЛа и документа. Указанное в ИУЛе лицо должно подписать своей электронной подписью как скан ИУЛа, так и файл, к которому он относится. 4. Ошибки в сопроводительной документации В заявлении на негосударственную экспертизу и его приложениях указаны неполные или недостоверные сведения. Так, например, зачастую неверно указываются технико-экономические показатели, такие как: климатический район и подрайон; ветровое давление; вес снегового покрова; интенсивность сейсмических воздействий; инженерно-геологические условия; признаки идентификации объекта капитального строительства и другие. Кроме того, отдельные ТЭПы могут меняться в процессе прохождения экспертизы из-за внесения изменений в отдельные проектные решения. Подача документов на экспертизу в электронном виде на базе площадки ООО «МИНЭКС» проходит через личный кабинет заявителя. Всестороннюю оценку на наличие тех или иных ошибок проекты получают уже непосредственно в процессе экспертизы. Однако предварительную характеристику на предоставленную документацию можно получить уже на этапе входящего контроля. Более подробно об особенностях прохождения экспертизы в электронном виде можно познакомиться в разделе сайта Электронная экспертиза.